Главная » Статьи » Для Родителей!!! |
Как подобрать правильные игрушки ребенку?
На прилавках обилие самых разнообразных игрушек, Какие же из них действительно нужны вашему малышу? Игрушки... Первый атрибут младенчества! Мы радуемся как дети, сделав удачную покупку в магазине. Но нередко, зайдя в "Детский мир", не можем выбрать игрушку среди огромного их количества. Все красиво, все нравится, но сделать их своими, внести в дом почему-то не хочется. Это как чужой человек - всегда приглядываемся: с чем пришел, как на детей посмотрел, не говорит ли лишнего? Так и игрушка. Что от нее возьмет малыш, чем она хороша, кроме того что маме даст минутку своими делами заняться? В прежние времена, когда еще не было пластика и другой синтетики, ребятишек радовали игрушками из природных материалов. Сейчас, конечно, нет проблем с покупкой хороших игрушек, но их непременно нужно дополнить натуральными, которые хранят тепло рук мастеров-профессионалов или мастера-мамы. Весь мир в вашем доме В младенчестве ребенок изучает мир, знакомится с его тонкостями. Все, что можно понять на практике, принимается за эталон и превращается в кирпичики для выстраивания длинных логических цепочек. Все, что требует объяснений и помощи, собирается, накапливается и оформляется в многочисленные "почему", когда появляется первая же возможность задать их. Конечно, только в том случае, если неизвестного не так много, чтобы его забыть. Условимся: будем предлагать ребенку для познания лишь те вещи и явления, которые он способен понять и принять на данный момент. Будем опираться на его физиологические возможности и возрастные потребности. Только делать это мы станем с выдумкой и азартом. Первые 2 месяца Ребенку фактически не нужны игрушки. Всего, что есть в его окружении, достаточно. Кроха внимательно наблюдает за тем, что предшествует маминому появлению. Именно этой последовательности событий можно не бояться, а даже, наоборот, встречать их с радостью. Важно запомнить свой режим дня, чтобы быть настоящим участником событий и чтобы предложение, например, пойти гулять не застало врасплох. И таких дел у младенца - пруд пруди! Но хочется еще и поближе познакомиться с явлениями, которые тебя окружают. Уже понятно, что дверь, открываясь, издает звук. Когда мимо проходит мама, чувствуешь ветерок. Когда открывается форточка, колышутся шторы. А вместе с ними может вращаться легкий мобиль из папиросной бумаги или фольги, прикрепленной на пяльцах либо палочках для шашлыка. Мобили (от фр. mobile "движение") - самая интересная игрушка всех времен и возрастов. Как ни странно, внимание привлекают только те мобили, которые используют уже познанные явления. Например, мы не сможем объяснить малышу, как действуют механические мобили со звуком, а вот мобиль, играющий движением от любого воздушного потока, и так понятен. И как красив! Если к раскидистой ветке, принесенной с прогулки, прикрепить сухие листья или легкие шелковые кусочки материи, они придут в движение от любого дуновения. Наблюдать за этим можно вечно, как за потоком воды и огнем. в 2-2,5 месяца Малыш начинает понимать, что руками можно управлять и даже дотянуться до во-о-он той манящей игрушки, которую мама прикрепила именно на расстоянии вытянутой руки. Подумаем, что нового мы можем предложить малышу в этом его старании? Конечно, первое - это ощущение, из чего сделана игрушка. Второе - звук. Прикоснувшись к предмету, можно заставить его зазвучать! Согласитесь, давать в это время ребенку только пластмассовые или плюшевые игрушки - все равно что выкрасить все в один цвет. Ну, пусть в два цвета... Фантазия начинает азартно подбрасывать все новые идеи, которые позволят раскрасить процесс познания большим разнообразием. Прикасаться можно к твердому и мягкому, теплому и холодному, гладкому и шершавому... И это, не считая всевозможных оттенков. Хорошо иметь деревянные, каменные (например, янтарные или малахитовые бусы над коляской), металлические, вязаные, войлочные, берестяные либо шелковые предметы. Они могут быть как молчащими, так и звучащими, набитыми горохом, гречкой, пшеницей, солью, опилками, фасолью, монетками, маленькими бубенчиками... Короче, всем, что попалось вам под руку. Огромное многообразие! Вот только надо сдержаться и не сразу все обрушить на малыша. Две-три игрушки подвесить - и для игры, и для познания более чем достаточно. Можно использовать разные колокольчики: деревянные, медные, стеклянные, фарфоровые. А еще большим успехом пользуются всевозможные китайские мелодичные мобили под названием "дикий ветер". Они звучат и колышутся от малейшего прикосновения. Такие игрушки можно делать из камышей, китайских палочек и Т.п. в 3-3,5 месяца Происходит революционный прорыв в движениях. Малыш может не только брать в руки предметы, но и лежать на животе, "добывая" рядом лежащие игрушки. Это уже совсем другая форма. Да и звук добывается иным движением. Удобная ручка для захвата и безопасность - основные требования к игрушкам для этого возраста. Если к магазинным погремушкам прибавить еще и традиционные народные, то многообразию по-прежнему нет конца. Затейливые деревянные, плетенные из бересты, соломы или лозы, вязаные и шитые погремушки по-разному звучат и по-разному ощущаются. Главное, что все подвергается пробе на зуб, поэтому нам очень важны естественные антисептические свойства натуральных материалов. С развитием хватательных движений потихонечку начинает оцениваться и разнообразие формы. Малыш учится перекладывать из одной руки в другую чуть позже, но если дать ему погремушку в форме кольца или любой браслет, то он скоро разберется с тем, что предмет можно держать и обеими руками, и одной - правой или левой. в 4-4,5 месяца Настает пора изучения физических свойств предметов. Проще говоря, как что падает, стучит и подпрыгивает. Можно смело вернуть все те мячики, которые мы шили и вязали, набивали всякой всячиной, чтобы подвешивать над малышом. Резиновый мячик при броске подпрыгнет, шерстяной и войлочный покатится, а тот, что набит фасолью, упадет "мертвым" грузом. Форма тоже имеет большое значение. Кубик, например, при броске совсем по-другому себя ведет, чем все мячи. Но это необходимо познать на практике. Интересная вещь - корзинка, где мячики "живут". Изучать их становится еше забавнее. Доставать мячики и складывать - одно удовольствие. Можно понять, насколько терпелив кроха. Кто-то будет извлекать мячи по одному, а кто-то опрокинет корзинку, чтобы завладеть сразу всеми. Ни у кого нет времени и желания каждый раз складывать игрушки. Тогда можно по-прежнему давать всего 2-3 предмета, чтобы квартира не была похожа на поле битвы. Популярностью в этом возрасте пользуются различные вытягивающиеся бусинки, узлы на веревках, шнурки, впервые появляются резиновые пищалки. И главное - яркие носки, можно даже с бубенчиком. Почему носки? Потому что в этом возрасте детки впервые "осознают" свои ноги. к 5-6 месяцам Все больше ценятся крупные предметы. Как у Винни Пуха - входит и выходит. Это могут быть первая собственная миска и ложка. Чтобы не разбить миску, возьмем старую добрую хохлому. Можно две миски одну больше, другую меньше. Это даст понятие маленького и большого. Опять же "входит и выходит". Замечательная и вечно загадочная неваляшка именно в этом возрасте, или чуть позже, бывает осознана и хорошо воспринята малышом. Поскольку к 6 месяцам мы ожидаем, что кроха поползет, можно раззадоривать его игрушками, которые "убегают". Это всевозможные мячики, деревянные шары, различные катающиеся погремушки. А поскольку скоро прорежутся зубки, все, что можно погрызть, тоже идет в дело. Это все берестяные игрушки. Они хорошо снимают зуд. Правда, судьба их незавидна. Детишки с таким азартом и упоением их грызут, что береста обязательно будет разодрана. Это вещь одноразовая, как лапти - поносил и выкинул. Неплохо помогает и корень петрушки. Если вы догадались засушить его с лета, то кроха размочалит его с большим удовольствием. в 6 месяцев Малыш сел и пополз? Ваш дом неминуемо преобразится. Все, что находится в категории "нельзя", должно "подпрыгнуть" на недосягаемую высоту. Однако ни одна мама не сможет безусыпно следовать ползком за крохой и от всего его уберечь. Особенно, если старший ребенок требует такого же внимания. Поэтому персональное безопасное место для младенца даст вам время спокойно "поесть, попить и сходить в туалет". А если повезет, то даже и суп семье сварить, и полы помыть. Таким местом станет манеж, который можно поставить и на кухне, когда вы заняты. Чтобы крохе не было скучно, положите в манеж интересные для этого возраста игрушки. У деточки все еще, режутся зубки? В качестве прорезывателя может служить не только пластиковое кольцо, но и неокрашенные деревянные игрушки. Поищите "детский эспандер" - игрушку из нескольких деталей, соединенных внутри резинкой. Малышам нравится, что они могут растягивать игрушку и она меняет форму. Также интересны игрушки с механическим звуком, например неваляшки и музыкальные шары, из которых малыш может сам извлекать звук. Обычно это занятие способно развлечь кроху и занять его надолго. Самое прекрасное в этом возрасте - купание. Поскольку малыш уже сидит, игры в ванне под маминым контролем набирают обороты. Деревянные игрушки в ванной не подмога. Используйте современные: от плавающих резиновых до подтверждающих старые добрые выражения "воды в решете не унесешь" и "переливание из пустого в порожнее". Хороша пустая пластмассовая бутылка. Она погружается на разную глубину, в зависимости от уровня воды в ней. Кроме того, привлекает внимание закручивающейся пробкой. Губка, впитывающая воду и отдающая ее под нажимом, также "на гребне волны". Раньше дети развлекались пеньковыми мочалками, сейчас их вполне можно заменить синтетическими, только следите, чтобы кроха случайно не съел игрушку. в 8 месяцев Дитя тянется к тазикам и собственному горшку. То есть размер игровых сосудов увеличивается. До своей тарелки он уже дотянулся, перевернул ее и "оставил след". Вообще, всякая мелочь ребенка не привлекает. Ему подавайте то, чем пользуются родители. К сожалению, не в каждом доме найдется ненужный глиняный горшок или деревянная миска придется пожертвовать крохе пластик. С древности детям отдавали на растерзание куски материи. Малышам нравится их способность прятать предметы. Воспользуйтесь этим свойством: покажите ребенку, как погремушка скрывается под носовым платочком - это будет хит сезона! Добавьте в игровую комнату тряпочки разных размеров и разной прозрачности. Чем не развивающая среда? Многие дети в этом возрасте начинают вставать. Это новое умение - вставать на ноги, опираясь на шаткие предметы, в очередной раз заставляет нас изменить мир. Родителям приходится следить за шаткими предметами, а за "дорогими сердцу" вещами на высоте журнального столика бдить вдвойне. Особенно с учетом того, что ребеночек больше тянется к взрослым вещам. Не сделайте ошибку! Не пытайтесь свою книгу заменить игрушечной, а свой телефон и клавиатуру от компьютера - ненастоящими или нерабочими. Подлог не проходит! Лучше авторитетно и сразу переведите эти вещи в категорию "строгое нельзя". Попытайтесь вспомнить все стихи и игровые пестушечки типа "Ладушки", потому что игрушки в этом возрасте детей особо не интересуют. к 10 месяцам Родительское напряжение спадает. Потихоньку малыш приобретает навык класть предметы один на другой, соединять крышку с коробочкой и пробку с бутылкой. Это спасает, только не надолго, так как по-прежнему родительские обиходные вещи более интересны, чем игрушки. Однако небольшим количеством кубиков, пирамидок, матрешек, коробочек разной формы можно пытаться привлечь внимание. Оттачивать мелкую моторику - важная работа. "Пинцетный" захват, а проще, способность брать маленькие и тонкие предметы двумя пальчиками дают возможность ввести ребенку в игру мелкие предметы. Чтобы не бояться, что он их проглотит или подавится ими, пусть это будет что-то съедобное. Очень интересно собирать крупу, играть веточками укропа, вылавливать тонко порезанную морковь из тарелки. Хорошо в это время малыши играют с бусами и нанизывалками различных форм и всевозможных размеров. Постараемся, чтобы они были не очень длинными и тяжелыми, так как, размахивая ими, ребенок может больно ударить себя. Сушеные ягоды - отличная идея для бус. Шиповник, арбузные семечки, боярышник, черника, маленькие райские яблочки очень ярко и красиво смотрятся на крепкой нитке. Специальные деревянные бусы для нанизывания отличный вариант. к году Малыш может попробовать сделать несколько шагов. С этого момента игрушки становятся неотъемлемой частью какой-то игры. Первичное изучение мира завершается. Теперь начинается осознание человека и его деятельности. А для этого нужна кукла. Причем совсем не обязательно "навороченная" и красивая. Раньше это был символический чурбачок в тряпочке. Многие считают, что примитивность игрушки - это ее безусловный плюс, поскольку развивает детскую фантазию. Укачивание со словами "баю-бай" - самая первая игра для многих девочек. Мальчики также очень часто поддерживают эту игру наряду с машинками и скаканием на лошадках. Кстати, лошадка-палка очень нравится современным детям! Но младенчество на этом завершается, начинается раннее детство. Растите умными и счастливыми! Позаимствованно из журнала "Лиза. Мой ребенок" март 2007. | |
Просмотров: 2737
| Теги: |