Помесячные показатели психоматорного развития первогодок.
10 дней. Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение). Вздрагивает и моргает при резком звуке.
18-20 дней. Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого). Затормаживается при сильном звуке.
1 месяц. Плавно прослеживает движущийся предмет. Длительно сосредоточивается прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки. Появляется первая улыбка в ответ на разговор взрослого. Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову. Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.
2 месяца.
Длительно зрительно сосредоточивается - смотрит на привлекший внимание
неподвижный предмет или лицо взрослого. Длительно следит за движущейся
игрушкой или взрослым. Совершает ищущие повороты головы при длительном звуке. Поворачивает голову в сторону взрослого. Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним. Длительно зрительно сосредоточивается на другом ребенке. Лежа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову. Повторно произносит отдельные звуки.
3 месяца. Зрительно сосредоточивается в вертикальном положении (на лице говорящего с ним взрослого, игрушке). Проявляет "комплекс оживления"
в ответ на эмоциальное общение с ним (разговор). Случайно наталкивается
руками на игрушки, низко висящие над грудью. Лежит на животе несколько
минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При
поддержке под мышки крепко опирается о твердую опору ногами, согнутыми в
тазобедренном суставе. Удерживает голову в вертикальном положении (на
руках у взрослого).
4 месяца. Узнает мать (радуется). Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами. По-разному реагирует на спокойную и плясовую музыку. Во время бодрствования часто и легко проявляет комплекс оживления.
Громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение с ним. Ищет
взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему.
Рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки.
Развитие движений то же, что и в 3 месяца, но более ярко выражено. Гулит. Во время кормления придерживает грудь матери или бутылочку руками.
5 месяцев. Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лица знакомых и незнакомых взрослых). Узнает голос матери или близкого человека. Различает строгую ласковую интонации обращенной к нему речи. Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит.
Четко берет игрушку из рук взрослого. Удерживает в руке игрушку. Долго
лежит на животе, подгяв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук.
Переворачивается со спины на живот. Ровно, устойчиво стоит при поддержке
под мышки. Подолгу певуче гулит. Ест с ложки полугустую и густую пищу.
6 месяцев.
По-разному реагирует на свое и чужое имена, свободно берет игрушки из
разных положений и подолгу занимается с ними, перекладывает из одной
руки в другую. Переворачивается с живота на спину. Передвигается,
переставляя руки или немного подползая. Произносит отдельные слоги (начало лепета). Хорошо ест с ложки, снимает пищу губами. Пьет из блюдца или чашки небольшое количество жидкой пищи.
7 месяцев. Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее и т.д. Хорошо ползает
(много, быстро, в разных направлениях). На вопрос "Где?" - ищет и
находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся
в определенном месте. Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги. Пьет из чашки.
8 месяцев.
Смотрит на действия другого ребенка и смеется или лепечет. Игрушками
занимается долго и разнообразно действует с ними. Подражает действиям
взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает и др.). Сам садится ,
сидит и ложится. Придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит и
опускается. Переступает, держась за барьер. На вопрос: "Где?" - находит
несколько (2-3) предметов на постоянных местах. По слову взрослого
выполняет ранее разученные действия (без показа), например: "ладушки",
"дай ручку" и др. Громко, четко и повторно произносит различные слоги. Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке. Пьет из чашки, которую держит взрослый.
9 месяцев.
"Совершает" плясовые движения под плясовую мелодию. Догоняет ребенка,
ползет ему на встречу. Подражает действиям и движениям другого ребенка. С
предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает,
вынимает, открывает, гремит, нажимает и др.). Переходит от одного
предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками. На вопрос:
"Где?" - находит несколько знакомых предметов в разных местах,
независимо от их посоянного местонахождения. Знает свое имя,
оборачивается на зов. Подражает взрослому, повторяя за ним слоги,
которые уже есть в его лепете. Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая
ее руками. Формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу
высаживания на горшок).
10 месяцев. Действует рядом с
ребенком или одной игрушкой с ним. Самостоятельно и по просьбе взрослого
выполняет разученные действия с игрушками: вынимает и выкладывает,
открывает и закрывает и др. Действия с предметами принимают устойчивый
характер. Входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, и
сходит с нее. По просьбе "дай" находит и дает знакомые предметы.По
инициативе взрослого выполняет игровые действия и движения
("догоню-догоню", "сорока-ворона", "прятки" и др.). Подражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете. Закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев.
11 месяцев.
Радуется приходу детей. Избирательно относится к детям. Овладевает
новыми разученными действиями с предметами и начинает выполнять их по
слову взрослого (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с
большими отверстиями на стержень). Стоит самостоятельно. Делает первые
самостоятельные шаги. По словесной инструкции выполняет разученные
действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку и др.)
Проявляются первые обобщения в понимаемой речи (по просьбе взрослого находит, дает любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все машины и др.). Произносит первые слова-обозначения, например: "ав-ав", "кис-кис", "дай". Умения и навыки закрепляются.
12 месяцев.
Различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика по слову
взрослого). Узнает на фотографии знакомого взрослого. Протягивает
другому ребенку и отдает игрушку, сопровождая это смехом и лепетом. Ищет
игрушку, спрятанную другим ребенком. Самостоятельно выполняет
разученные действия с игрушками (катает, водит, кормит и др.). Переносит
действия, разученные с одним предметом, на другой (водит, кормит,
баюкает куклу и др.). Ходит самостоятельно без опоры. Понимает
(без показа) названия нескольких предметов, действий, имена взрослых и
детей, выполняет отдельные поручения: "найди", "принеси", "отдай мне",
"положи на место" и др. Понимает слово "нельзя" (прекращает действие).
Понимает некоторые слова взрослых, имеющие обобщенный характер. По слову
взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками. Легко
подражает новым слогам. Произносит 6-10 облегченных слов.
Показатели развития здорового ребенка утверждены и одобрены ЦОЛИУ(врачей).
Источник: http://keeds.narod.ru |